Трехкилевый лонгборд
/ англ.: tri-fin longboard /
Класс
Современный лонгборд
Описание
Современный лонгборд является ярким примером развития эволюции досок по спирали - примера возврата назад с одновременным движением вверх. По мере того, как каждое новое поколение серферов и шейперов находило в досках характеристики, менять которые не имело смысла, каждый из них привносил в конструкцию пару современных идей, прекрасно уживавшихся с архаичными формами.
Современные лонгборды сохранили лишь незначительное сходство со своими неуклюжими прародителями: обводы, рокеры, распределение толщины, кили и технологии покрытия стекловолокном в значительной степени были позаимствованы у более поздних изобретений, увидевших свет с момента революционного появления шортбордов в 1968 г. Несмотря на внушительные габариты, современный трехкилевый лонгборд - это, наверное, одна из самых универсальных досок. Ну на чем еще можно прокатиться и на пене, и на четырехфутовых волнах (1,2 м), а на отдельных видах досок - даже вполне сносно и на 12-футовых (3,7 м) волнах?
Распространенные в наши дни воплощения лонгбордов стали набирать популярность в 90-х годах, но революция в их дизайне произошла гораздо раньше, в 70-х годах XX века. Всего через два года после триумфального появления шортбордов в 1968 г. в серферских журналах стали мелькать письма читателей и редакционные статьи, сетовавшие на потерю качественного скольжения, некогда присущего "вышедшим из моды" лонгбордам. Следующие два десятка лет серферы и шейперы, такие как Херби Флетчер, Стив Уолден, Бен Айпа, Ренни Йатер и Билл Стюарт, потратили на усовершенствование лонгбордов, заменяя торможение скольжением, прочную посадку на воду выталкиванием и избавляясь от медлительных бортов в пользу блестящей версии со скругленными у палубы бортами, которые соединяются с дном под углом.
Что же такое современный трехкилевый лонгборд? Прогрессивный бросок вперед? Или невообразимое уродство (по сравнению с консервативным дизайном)? Или устойчивая ловушка для волн? Эти доски не позволяют также уверенно скользить на носу доски как классические лонгборды и не дают выполнять резких поворотов, как трехкилевые шортборды. В итоге мы имеем что-то вроде наполовину недоделанного лонгборда и наполовину недоработанного шортборда одновременно. Но вместе эти две недо-половины объединяются в некое весьма достойное внимания законченное целое.
Доска этого типа - пример гибрида, который обязан своим появлением слишком многим мастерам. Серферы старались сохранить первоначальный вид доски, поэтому новинка имела 9'0" в длину (274 см). Однако в процессе были утрачены скоростные характеристики коротких досок, поэтому мастера, вспомнив об этом, приделали к доске три плавника. Созданные гибриды сохранили плавучесть лонгбордов, благодаря которой на доске очень легко грести к волне. Немногие серферы готовы отказаться от этого преимущества в пользу дальнейшего сокращения размеров доски.
Многие разновидности досок этого типа отлично зарекомендовали себя на волнах, поэтому можно предположить, что они еще долгие годы будут пользоваться уважением серферов. Но помните об одном: трехкилевые доски созданы для маневрирования. Если вы не выполняете повороты или маневры и ищите исключительно спокойного прямолинейного катания, три киля станут для вас не нужным дополнительным тормозом движения.
Размеры ('футов "дюймов)
Длина: 9'0" (274 см)
Ширина:
- Нос: 17,25" (43,1 см) - на уровне 12" (30 см) от вершины
- Самая широкая часть: 22" (55 см)
- Корма: 13,75" (34,4 см) - на уровне 12" (30 см) от вершины
Толщина:
- Нос: 1,65" (4,1 см) - на уровне 12" (30 см) от вершины
- Наибольшее утолщение: 2,4" (6 см)
- Хвост: 1,5" (3,8 см) - на уровне 12" (30 см) от вершины
Обводы
Распределение толщины заимствовано у семи-ганов. Корма обычно тоньше носа доски. Если бы корма была отягчена слишком большим объемом, то это входило бы в противоречие с тремя имеющимися килями, которые придают скорость доске только если серфер постоянно маневрирует, подталкивая доску. В основе большинства функциональных современных лонгбордов лежит заготовка типа 9'5''S компании Clark Foam, разработанная Билли Стюартом. В целом, это супертонкая заготовка с прямой палубой, разработанная для досок толщиной 2,375-2,5" (5,9-6,3 см). Шаблон 9'5''S произвел настоящую революцию в мире форм современных лонгбордов, положив конец "шейперской лихорадке", когда мастера старались создать доску тоньше чем 2,5" (6,3 см) из ранних, более толстых заготовок для лонгбордов.
Рокер ("дюймов)
- Нос: 5,25" (13,1 см)
- Корма: 3,25" (8,1 см)
Рокеры современных лонгбордов, пожалуй, отличаются самым большим разнообразием по сравнению с досками других типов. Существует примерно 4-5 действительно хороших обводов для досок длиной 9'0" (274 см), к каждому из которых в каталогах предлагается дюжина стандартных рокеров. Типичная 9-ти футовая доска имеет плавно скругляющийся последовательный изгиб дна с акцентами на носу или корме (обычно на 0,5-1" (1,3-2,5 см)) в зависимости от стиля катания ее владельца. "Форвардистам" нужен пологий нос с акцентированной кормой; "рок-н-рольщикам" - усиленный подъем носа и активный акцент на корме сразу за плавниками. Спокойный незначительный изгиб дна позволяет доске набирать хорошую скорость, в тоже время не абсолютно плоское дно спасает от неуклюжести на поворотах.
Дно
Дно современных лонгбордов является относительно ровным от борта до борта. Старая гвардия шейперов стремилась придать днищам своих творений больше выпуклости. Катание на досках со скругленным дном достаточно удобно и менее рискованно, но им не хватает быстроты реакции, присущей доскам с плоским как у шортбордов дном. Гладкая поверхность с небольшим V-образным изгибом представляется наиболее подходящей для трехкилевой доски, поскольку такой вариант ускоряет поперечный поворот доски с борта на борт. Вершина V-образного изгиба находится между двумя передними плавниками. Позади одиночного киля изгиб переходит в ровную плоскость.
Борта
Форма бортов зависит от того, имеет ли доска выпуклую палубу (низкие, мягко скругленные конические борта) или ровную поверхность (более толстые, кубовидные со сглаженными гранями борта). Большинство досок вида "два плюс один" имеет слегка выпуклую палубу со слегка коническими, мягко скругленными краями. Такая стратегия обеспечивает бОльшую чувствительность и управляемость доски на поворотах. За исключением добавленной толщины бортов, в остальном между бортами современных лонгбордов и бортами современных шортбордов не так много различий. Тонкие доски с более широкими бортами и более ярко выраженными углами бортов отличаются повышенной скоростью и сохраняют энергию, двигаясь по инерции на выходе из поворотов. Но такие доски более требовательны к уровню мастерства, а это часто отпугивает серферов со средним уровнем катания.
Корма
Сглаженная корма в сочетании с расположением плавников, сужающейся кормой и подъемом кормового рокера создает отличный потенциал для выполнения поворотов.
Стрингер
Американская липа толщиной 0,25" (0,6 см)
Стекловолокно
Стекловолокно в два слоя по 4 унции (113,2 гр) на палубе и один слой в 4 унции на дне
Расположение плавников
Стандартные съемные плавники. Сет из трех килей, установленных на уровне 13" (32,5 см) и 4" (10 см) от кормы. Боковые кили устанавливаются на расстоянии 1,25" (3,1 см) от бортов; загиб кончиков плавников внутрь - 0,175" (0,4 см), что немного меньше, чем у шортбордов (больше скорость, длиннее радиус поворота). Кант - 4 градуса. Съемные плавники позволяют серферу изменять характеристики доски в зависимости от состояния волн или собственного настроения.
Источник: www.crazy-surfclub.ru