Холод - не помеха
Эластичность - это важно |
Вопреки убеждению многих людей, вовсе не водонепроницаемость гидрокостюмов защищает тело от переохлаждения в холодной воде. Все как раз наоборот - ткань, из которой шьют экипировку для любителей "прохладных ощущений", обеспечивает легкое проникновение воды под костюм, но не выпускает ее наружу. Попадая внутрь, вода согревается от тепла человеческого тела и удерживается внутри за счет специальным образом сконструированной пористой ткани - неопрена.
Длина и толщина гидрокостюма зависит от времени года и температуры океана на интересующем вас побережье. Например, весенний костюм толщиной 2 мм, закрывающий ноги до колен и руки до локтя, вполне подойдет осенью для Калифорнии и зимой для катания на побережьях Индийского океана. В то время как на Северо-Востоке США зимой в Нью Джерси или на европейском побережье Атлантики осенью и зимой лучше воспользоваться длинным костюмом толщиной 5 мм, закрывающим все тело. Усилить зимнюю экипировку неопреновыми бутсами, перчатками и капюшоном - это отличная идея.
Джек О'Нил в своем изобретении, конец 50-х годов |
Были времена, когда человечество не знало гидрокостюмов. Конечно, гавайцы с их бесконечным летом не особенно переживали по этому поводу. Но когда серфинг распространился в Калифорнию, а потом и начал завоевывать популярность по всему миру, вплоть до туманного Альбиона, серферы, которым не посчастливилось родиться в краю вечного лета, вынуждены были искать способы продлить время безопасного пребывания в холодной воде. Понятно, что об отказе от любимого вида спорта не могло быть и речи.
В "до-гидрокостюмные" времена, готовясь к катанию в холодных водах, серферы отплясывали на пляжах вокруг костров энергичные, почти шаманские, танцы. Некоторые отправлялись в воду в шерстяных свитерах, иногда смоченных в растительном масле, и/или в неуклюжих и неповоротливых скафандрах для подводного плавания старого образца. Не в силах отказаться от любимого дела, серферы пускали в ход все возможные средства, чтобы сохранить тепло.
Главная задача заключалась в том, чтобы не упасть в воду и остаться сухим - так было больше шансов не замерзнуть. Поэтому цель "сохранить тело сухим" долгое время была ключевой в поиске возможных вариантов решения этой проблемы. Включение в поиск жителя Сан-Франциско Джека О'Нила (Jack O'Neill), продавца окон по роду занятий и изобретателя по духу, дало превосходные результаты. Нежелание О'Нила отморозить руки и ноги в холодной воде произвело революцию в скольжении по волнам.
О'Нил всерьез задумался над созданием функциональной, не ограничивающей подвижности экипировки. Он стал скупать водолазные костюмы ныряльщиков времен Второй мировой войны, изготовлявшихся из тонких листов резины, сшитых на подобие длинного облегающего все тело нижнего белья. Такая конструкция изолировала воздух внутри и хорошо подходила для ныряльщиков. Но серферы делали много активных и резких движений, поэтому водолазный костюм отходил от тела. Вода попадала внутрь, вытесняя воздух, и опять возникала опасность переохлаждения.
Первый неопреновый жилет и "бобровый хвост" |
Работая с большим количеством разнообразных пеноматериалов, О'Нил познал свой первый успех с помощью поливинилхлорида, обладающего хорошими изолирующими свойствами. Первый "мокрый" костюм был изготовлен им именно из поливинилхлорида с пластиковыми вставками. Однако, несмотря на то, что этот материал хорошо выполнял свои функции, с ним было трудно работать.
Однажды в пассажирском самолете взгляд О'Нила упал на ковровую дорожку в проходе, вдоль которой шли полосы специфического материала наподобие резины. Это был неопрен.
Неопрен был изобретен за двадцать лет до описанных событий Джулиусом Ньюландом для компании DuPont. В 1932 году изобретение появилось на рынке под торговой маркой Duprene и быстро нашло применение в самых разных областях промышленности благодаря таким качествам как устойчивость к солнечному свету, трению и высоким температурам.
Для О'Нила это была настоящая находка. Материал обладал нужными изолирующими свойствами, хорошей плавучестью, панели из неопрена легко поддавались соединению. Развивая посетившую его идею, О'Нил быстро заказал целую гору неопрена и начал конструировать из него костюмы. Вскоре он разработал короткую модели "шорти", длинную модель, получившую прозвище "долговязый Джон" и облегающий жилет с длинными рукавами и клапаном между ног наподобие тренировочных костюмов для художественной гимнастики. Клапаны предназначались, чтобы удерживать жилет плотно прижатым к телу. Однако, новинка не работала так, как того хотелось ее создателю - серферы не пользовались клапаном, и он просто висел сзади, из-за чего изобретение и прозвали "бобровый хвост". "Бобровые хвосты" вызывали тысячи насмешек серферов, особенно им доставалось от южан, избалованных катанием в теплой воде.
Серф-магазин О'Нила, конец 50-х годов |
В 1952 году О'Нил открыл в Сан-Франциско первый серф-магазин. Торговая точка, расположившаяся в гараже, недалеко от пляжа, где любил кататься на волнах изобретатель, положила начало корпорации O'Neill Inc. Товар расходился молниеносно. Позднее изобретатель провел дополнительную акцию, чтобы еще больше продвинуть на рынок свое решение. Он установил резервуары со льдом, в которые посадил своих детей на несколько часов, чтобы продемонстрировать безотказность и эффективность своего товара. Свидетели этого зрелища были ошеломлены.
С момента создания первого гидрокостюма О'Нил постоянно работал над усовершенствованием и повышением качества моделей. Сюда относятся и разработка застежки-молнии, которая увеличила прочность и долговечность костюмов, и созданный позднее и запатентованный им костюм без молнии Zipperless Entry Neck (Z.E.N.). Появление костюмов из более мягких материалов дало серферам больше свободы движений, а изменения в крое сделали экипировку более удобной для надевания.
Создание в 80-х годах цветного неопрена на фоне непрерывно возрастающего спроса на "мокрые" костюмы вызвало жизни еще одно "чудовище", ставшее, как и "бобровые хвосты", предметом многочисленных насмешек. Гидрокостюмы Day-Glo стали настоящим техногенным наваждением, щедро раскрашенным в ядовито-розовые, неоново-голубые, агрессивно-желтые и вызывающе-красные цвета. Активная молодежь стремилась превратить серфинг в модную тусовку на воде. Восьмидесятые годы также ознаменовались разработкой "гладкой кожи" - менее пористого и более мягкого неопрена, который лучше защищал от проникновения холодного ветра и обеспечивал серферам бОльшую подвижность.
Появление новых материалов и спрос на костюмы порождали конкуренцию среди производителей, ставшую причиной постоянной гонки за созданием самого совершенного гидрика. Сегодня дюжина производителей (Rip Curl, O'Neill, Hotline, Quiksilver, Billabong, и т.д.) охотится за кошельками серферов, объявляя о непревзойденных инновациях и разработках каждый раз, когда кто-то из них добавляет новую линию в гидрокостюм. В конце концов, производители пришли к созданию костюма без молнии. "Последним писком" разработок стал гидрокостюм из цельного куска неопрена. Этот вариант мог бы обеспечить идеальную защиту от холода, если бы не одна проблема - невероятные сложности с его надеванием.
Чем более мягкими, легкими и эластичными становились костюмы, все четче повторяя контуры тела, тем меньше оставалось на карте мира "белых пятен", доступ к катанию в которых был закрыт из-за низких температур. Были освоены такие "чертовски холодные" места как Аляска, Исландия, Камчатка, Норвегия и Антарктика, где даже пингвины иногда дрожат от холода. И все это благодаря комивояжеру из Сан-Франциско, который однажды устал съеживаться от холода до размеров рисового зерна.
Источник: www.crazy-surfclub.ru